Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование хореографического искусства кубанских казаков представляет на сегодняшний день большой интерес. Тема кубанского казачества остается малоизученной. Казаки – народ с древней историей. К сожалению, в силу некоторых происходивших исторических и политических обстоятельств, многие источники знаний о казачестве были уничтожены. Сейчас наша страна вступила в эпоху возвращения к традиционным ценностям, возрождению субэтнических групп, изучению их культуры. Все это величайшее культурное наследие нашей страны.
Казачество – неотъемлемая часть традиционной народной культуры Кубани, которая представляет ее сущность и своеобразие. Поддержание и сохранение традиций казачества являются задачами и проблемами возрождения всей традиционной культуры.
Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его сакральных традиций, фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей.
Актуальность моей работы в том, что изучение танцевальной лексики позволит лучше понять сценки жизни кубанских казаков в танце, соприкоснуться с их культурой и традициями. Изучение истории несет патриотическую функцию. Очень актуально на сегодняшний день поднять боевой дух страны, патриотизм и любовь к Родине, чем пронизано все творчество и жизнь кубанского казачества.
Объект исследования – лексика танцев кубанского казачества.
Предмет исследования – характеристика особенностей лексики танцев кубанского казачества.
Цель работы – определить особенности танцевальной лексики кубанского казачества.
Задачи:
- рассмотреть понятие танец, история танца, что такое танцевальная лексика
- какие факторы оказывают влияние на танцевальную лексику
- какие существуют элементы танцевальной лексики
- элементы танцевальной лексики кубанского казачества
- рассмотреть историю кубанского казачества, культуру, традиции и обычаи
- причины формирования особенного стиля в хореографии кубанского казачества
В работе мною были использованы следующие методы:
- описание
- изучение и анализ источников
- индукция
- обобщение
- сравнительный анализ
- наблюдение
- беседа
Часть 1. Сущность танца, его история и виды
Глава 1. История и сущность танца
«Рождённый из жизни, народный танец возник как необходимая потребность проявления чувств. Он несёт в себе большую жизненную энергию, воплощённую в художественных формах».
Виктор Захарченко
Танец – ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
Танец – одно из древнейших искусств. Оно отражает потребность человека в передаче своих чувств, эмоций, событий другим людям посредством своего тела. То есть это потребность человека в общении с другими людьми, с миром в глобальном смысле. Есть две точки зрения на возникновение танца. Одни ученые считают, что сначала возник танец, а потом появилась речь. Другие же напротив, считают, что сначала возникла речь, а потом появился танец. Очень сложно сказать наверняка. Хотя по логике кажется, что первым возник танец. Возможно, древние люди, которые еще не могли разговаривать, общались друг с другом посредством жестов, движений, поз. И это позволяло собеседнику понять то, что хочет выразить человек. Но также вполне вероятно возникновение танца позже, когда уже появился язык и люди общались друг с другом. Возможно, что при взаимодействии разных народов, не говорящих на одном языке, появился танец и общение между ними происходило при помощи этого искусства. Хотя лично я склоняюсь больше к первой точке зрения.
Танец присутствует и в животном мире. Ведь если мы обладаем голосом и словарным запасом, то животные выражают свои намерения и настроения языком тела. В процессе общения отправитель сигнала так или иначе влияет на поведение получателя. За миллионы лет животные изучили и усвоили многие жизненно важные сигналы. Например, яркое оперение птиц привлекает брачных партнеров друг к другу.
Для правильного восприятия сигналов не требуется их осмысление. Лев, вышедший на охоту, двигается не так, как его миролюбивый собрат. Животные очень хорошо разбираются в этих тонкостях и знают, когда можно спокойно гулять рядом с таким хищником. Например, зебры и антилопы никогда не тратят силы на лишнюю беготню.
Повторяющиеся движения со временем превращаются в ритуал и либо генетически передаются из поколения в поколение, либо перенимаются детенышами у родителей. Чтобы разглядеть за ритуальными движениями определенный смысл, нужно понять модель поведения животного. Например, птицы, заботящиеся о кладке и птенцах, часто обмениваются церемонными приветствиями при смене караула в гнезде. Аисты подолгу стоят, распахнув крылья и щелкая клювами. Олуши дают сигнал, когда хотят покинуть гнездо, чтобы оно не осталось без присмотра. Самка, распознав прилетевшего супруга, вытягивает голову клювом в небо, показывая, что хочет улететь.
Детеныши требуют от своих родителей заботы и ласки. Стоит маленькому примату надуть губы и заплакать, как его заботливая мать прижмет его к себе, покормит, и тот сразу успокаивается. Голодные птенцы ворон и грачей приседают с растопыренными крыльями, вытягивают шеи и хрипло кричат, требуя пищи.
Не менее сложны ритуалы соперничества самцов за обладание самкой. Ярко окрашенные самцы птиц, таких как тетерева, фазаны, павлины, куропатки соревнуются друг с другом в танце.
Морские коньки любят танцевать часами. Их романтический танец может длиться около восьми часов, когда хвосты и туловища соединяются, и они плавают седи морских пузырей. И это кажется вечным танцем, но в определенный момент особь меняет цвет, чтобы показать, что она готова к вязке.
Интересен ритуал ухаживания у птиц-винтовок. На первый взгляд это обычная черная птица. Но какой спектакль разыгрывает самец, чтобы покорить самку! Эти птицы полностью расправляют свои крылья, оперение которых внутри имеет синий и зеленый окрас. Они начинают выполнять хореографию, различные движения во все стороны с разной скоростью и ритмом. Самка выбирает для себя лучшего танцора.
Олени устраивают настоящие поединки и турниры, чтобы похвастать силой перед самкой.
Еще одно загадочное явление у оленей – бег по кругу, хоровод. Они сбиваются в стадо и начинают кружить на одном месте. Это явление выглядит завораживающе, гипнотизирует. Олени – это дикие животные, живущие инстинктами. Они всегда настороже в дикой природе. Сильные животные выстраиваются в круг, обращая рога в сторону врага. У хищников при этом минимальные шансы для атаки.
Самцы дельфинов известны своими акробатическими трюками в брачный период. Чтобы завоевать расположение самки, он демонстрирует в танце свою пластичность, силу и ловкость.
Заигрывать с противоположным полом могут и самки. Например, черепахи Блэндинга. Чтобы привлечь внимание самца, черепаха исполняет своеобразный танец, двигая телом и хвостом.
Интересен танец паука-павлина. Завидев самку, он задирает разноцветное брюшко и расширяет его, придавая форму овала. Затем он поднимает кверху две лапы. И паук начинает исполнять перед самкой зажигательный танец живота: он трясет брюшком и лапками и динамично двигается из стороны в сторону.
Своей танец есть и у фламинго. Их брачный танец поражает своей грацией и слаженностью. Фламинго собираются группой и синхронно крутят шеями, передвигаясь шажочками по воде. После этого они разбиваются на пары для спаривания.
Конечно, самый зрелищный танец происходит у павлинов. Во время брачного сезона самцы распускают свое оперение и, повернувшись к самкам, начинают энергично трясти всем телом. Перья хвоста павлина украшены на концах «глазами». Самцы раскрывают хвосты и ходят перед самкой, демонстрируя свою красоту.
Таким образом, мы видим, что многие животные активно используют танец для привлечения противоположного пола. Ими движет инстинкт размножения. С помощью танца самцы показывают самке свою силу, ловкость, красоту. Ведь если есть эти качества, то и потомство будет здоровое. Но бывают, например, и танцы для защиты, например хороводы у оленей или танец у мангустов перед поединком с коброй. У животных движение, поза или определенная ходьба служит определенным сигналом, который животные усваивают на уровне инстинктов. Поэтому им не нужны какие-либо объяснения. Это качество они приобрели за долгие годы эволюции.
Но вернемся к человечеству. Древние люди использовали танец для передачи своих чувств и эмоций. Танец также был некоей игрой, дававшей возможность перевоплотиться. Например, охотники изучали движения и повадки животных и вплетали эти движения в свой танец.
Древний танец был связан с ритуалами. Ни один ритуал не обходился без тотемического танца, который мог длиться несколько дней.
Танец у древних людей олицетворял соединение человека с космическими энергиями. Все важные события в жизни человека отмечались танцами: рождение, война, смерть, исцеление больного, избрание нового вождя. Люди выражали себя, поднимали боевой дух перед каким-либо событием. Подобные ритуальные танцы способствовали общей организации и сплоченности, что было очень важно в древние времена. И танцевали люди не от избытка сил, а для их приобретения.
Элементы древних плясок включали в себя сцены охоты, игры в зверей или птиц. Древние люди могли мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них. Считалось, что этим человек наследует сильные черты того или иного животного. У каждого племени было свое священное животное, которому поклонялись и танцевали в честь него. В охотничьих плясках мужчины тренировали наблюдательность, училось выслеживать зверя, маскироваться. Этим танец способствовал повышению охотничьих навыков.
Женщина олицетворяла собой природу, матушку-землю, плодородие, размножение, огонь. Были распространены женские танцевальные обряды. Также женщины могли воплотиться в образ растения, полезного для племени. Еще практически повсеместно был распространен культ змеи. Практиковались танцы змей. Племена Южной Африки верили, что внутри каждой женщины живет маленькая змея, благодаря которой зарождается плод. Девочки в этих племенах до сих пор исполняют танец змеи. Образ змеи создавался специфической пластикой рук и корпуса, и рисунком танца. Женщины выстраивались в цепочку и совершали зигзагообразные движения. Вера в женские ритуальные танцы была очень сильна.
Мужские боевые танцы исполняли для привлечения удачи в охоте, в войне, чтобы бойцы зарядились энергией и утратили чувство страха. Военные танцы исполняли и женщины. Они преследовали цель отдалить мужей от опасности.
Круг – это древнейший символический знак танца. Построение в круг считалось оберегом от злых сил. В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих – плодородие. В кругу лечили и женили. Также широко распространенной формой танца были линии.
Изначально танец представлял из себя комплекс из мимики, жестикуляций, движений корпусами, руками и ногами. Мимика была неразрывно связана с танцем. Такие танцы до сих пор сохранились у маори.
Интересен греко-римский период в истории танца. В этот период происходит разделение на участников и зрителей, свободных в своем желании тацевать или нет, смотреть или нет. Это имело большое значение для всего последующего развития танца. Древние греки вкладывали в понятие танец гармонию. Танцы данного периода делятся на священные, общественные и костюмированные. Священные события, такие, как например, Олимпийские игры в VIII веке до н.э. открывались в храмах танцами дев. Позже танец стал одним из главных украшений Греческого театра. Танец был распространен в культуре Древней Греции. Греки не признавали танец только как предлог для ритмических движений и красивых поз. Они стремились к тому, чтобы каждое движение выражало какую-либо мысль, действие, поступок, что-то говорило зрителю.
С развитием человечества развивался и танец.
С конца XV века началось отделение народного танца от придворного. Произошло это сначала в Италии, а потом во Франции. В эпоху Возрождения в Италии зарождается балет. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества. Танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным людям. Танцмейстеры пытались навести порядок в придворных танцах и обучали дворян.
Развитие балета далее шло во Франции. В 1661 году была создана академия музыки и танца.
Глава 2. История развития танца на Руси
Русские народные танцы уходят корнями вглубь веков. Первым русским народным танцем является хоровод. Он зародился в дохристианские времена в Киевской Руси и носил культово-религиозный характер. Исполнители становились в круг, который был символом Бога Солнца Ярило, и выполняли определенные движения. Считалось, что танец в кругу с пением должен задобрить Бога и принести хороший урожай.
Немалую роль в развитии танца на Руси сыграли скоморохи. Они бродили по городам и селам в ярких веселых костюмах, пели, плясали, веселили народ. Большинство произведений они сочиняли сами. Репертуар их включал танцы, фокусы, акробатические номера, пьески, песенки, глумления. Все это происходило под аккомпанемент бубнов, волынок, домр, гудков. Инструменты выдавали веселые зажигательные мелодии, призывающие людей пуститься в пляс. Однако скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую толпу плакать. Часто в представлениях скоморохов принимал участие живой дрессированный медведь. Скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление. Уличные скоморохи популяризовали русский народный танец и насытили его сценическими образами. Считается, что скоморохи ранее, до принятия христианства, были участниками языческих обрядов. На капищах разыгрывались целые представления с участием ряженых-скоморохов. Это символизировало единение с духами, перевоплощение, и под чужой личиной ряженый был защищен от действия злых сил.
После Крещения Руси начались гонения на скоморохов. Священнослужители приравнивали скоморохов к языческим жрецам. Их выступления церковь считала бесовскими игрищами. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний и других увеселений, которые по мнению византийцев, были связаны с язычеством. Скоморошество – это часть самобытной культуры, обеспечивающей потребность человека в самовыражении.
Изменения в развитии танца произошли в эпоху Петра I. В это время были введены ассамблеи, то есть балы. Отношение к танцам тогда было как к серьезному, государственному делу. Популярными тогда стали многие виды европейских танцев, которые видоизменились и приобрели русские черты и характер исполнения. В это время зародилась кадриль, которая была неотъемлемой частью русских балов. Неумение танцевать было позором, поэтому бояре начали выписывать себе танцмейстеров. На балах были установлены строгие правила поведения, манеры общения с дамой и поклоны. Дворянская молодежь была обязана обучаться танцам, это было обязательной дисциплиной в Петербурге в учебных заведениях. Преподавателем был Жан-Батист Ланде. Впоследствии он основал первую в России балетную школу, где могли бы обучаться и простолюдины.
В двадцатые годы под влиянием поисков новой пластики создается огромное количество танцевальных студий с разными направлениями, например, чечетка, акробатический и спортивный танец, свободная пластика и другие.
Русский народный танец вышел на сцену в конце XX века. Тогда стали появляться учебные заведения для подготовки преподавателей по русскому танцевальному искусству. Открываются многочисленные школы и создаются танцевальные коллективы.
Сегодня русские народные танцы популярны во всем мире. Танцевальные коллективы гастролируют по городам и странам и знакомят различные народы с русским народным танцем.
Глава 3. Русский народный танец и его виды
Русский народный танец не спутать с другим. Он очень колоритен. Это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые сопровождаются юмором и смехом. Обязательным атрибутом русского народного танца являются национальные костюмы – очень яркие и красивые. Танец богат на разнообразные хореографические па, в его основе сразу несколько элементов: хоровод, пляска и кадриль. Русский народный танец – это олицетворение русского характера и русской души. У русского человека широкая и добрая душа – таков же и народный русский танец.
Виды русского народного танца
1. Барыня
Русский танец с задорным настроем. При парном исполнении танцуют попеременно, соревнуясь друг с другом.
2. Березка